Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

четверг, 17 апреля 2014 г.

Читать или смотреть - что сначала?

"Слон в полном смысле слова"
    Несколько раз у меня получалось прочитать книгу и потом посмотреть спектакль по ней (или фильм), было и наоборот. Как и у многих других, наверное. Только впечатления всегда были разные. Теперь я раздумываю, как быть дальше?
Две первые книги Евгения Клюева из трёх
    Например, зимой я побывал в театре Михаила Булгакова на спектакле "Сказки на всякий случай" по сказкам Евгения Клюева (мой отзыв от первой книги). На меня все эти 12 историй произвели такое яркое впечатление, что захотелось почитать сами сказки, правильно ли они сыграны, правильно ли я их понял, узнать больше историй! Хотя книги мне очень понравились, но сейчас думаю, что спектакль мне понравился больше - у актёров, по-моему, очень здорово получилось не просто сыграть, а оживить сказки и героев. Что странно, понравилось и мне, и маме - значит, этот спектакль и для детей, и для взрослых.
    С удовольствием сходил бы ещё раз на этот спектакль! И третью (последнюю) книгу обязательно почитаю!

    Так совпало, что в декабре в МХТе им.А.П.Чехова была премьера спектакля "Удивительное путешествие кролика Эдварда" по сказке Кейт ДиКамилло, книги которой мне очень нравятся. А я как раз прочитал сказку про кролика (для проекта написал отзыв о ней), выбрали время, и вот мы уже в театре!
    Первый раз у меня были такие противоречивые впечатления!
Эдвард танцует для Сары-Рут
 Сам кролик был огромный, с неприятным голосом - это совсем не совпадало с "книжным" Эдвардом и поначалу мне очень мешало. Потом я привык, но мне стали очень заметны несоответствия по сюжету, замены и новые персонажи. Я понял, что в книге я всё представлял совсем по-другому - по-своему, а на сцене как будто всё исказили и перевернули, сделали грубо и резко, как кусками. Люди в зале часто смеялись невпопад - наверно, книги они не читали и, по-моему, что-то неправильно понимали. В такие моменты было обидно за отличную сказку!
    На самом деле многое мне в спектакле очень понравилось: театр теней, мультяшные видеоролики, музыка, игра некоторых актёров. По дороге домой мы с мамой много обсуждали эту постановку, и я по-другому увидел некоторые вещи, но первое впечатление осталось - если бы я сперва посмотрел этот спектакль, книгу я бы не взял читать. И снова его смотреть точно не буду. Может, он не для меня, а может, не для детей, а больше для взрослых?

Тогда я стал вспоминать другие пары "книга-постановка" за последнее время и сравнивать свои впечатления.

    "Синяя птица" (Морис Метерлинк): замечательный спектакль-старожил (этой постановке уже больше 100 лет!) я смотрел в МХТе им.Горького после прочтения книги. Всё мне понравилось тогда, но детей лучше играют дети, мне кажется.
Самыми запоминающимися были Хлеб и Сахар, кошка Тилетта почему-то была котом, много исчезло из сюжета, но в общем сказка осталась чудесной сказкой!
Хотя книга всё же намного лучше - ярче, сказочнее и красивее!!!
Хочу позже почитать её на французском языке - книга уже есть, язык учу :))

Хортон с детёнышем
(птахо-слоником)
    Истории о слоне Хортоне (Доктор Сьюз - Теодор Сьюз Гейзел): спектакль я смотрел в Московском театре детской книги "Волшебная лампа" уже после чтения книг.
Мне очень понравились детские книжки с замечательными рисунками автора (в переводе Д.Манина и Ю.Фридман), и очень отличная постановка о добром и верном слоне, спасавшем жителей города ктотов на крошечной пушинке, а потом птенца эгоистки Мейзи. Спектакль тоже был просто замечательным и здорово "совпал" с книгой! Стихи, кстати, мне понравились не меньше, чем в книгах! Всем советую! И детям, и взрослым! Кстати, есть и очень неплохой мультфильм об этом слоне-добряке.

Все герои "Малахитовой шкатулки"
    Несколько лет назад я читал сказки Павла Бажова, и мне они совсем не понравились - читалось трудно, многие слова - с трудом, и смысл я не понимал, даже скучно было. Когда в 5 классе на уроке литературы мы говорили о сказах Павла Бажова - перечитал и очень удивился, что они, оказывается, очень интересные и красивые. Потом мы всем классом были на премьере спектакля "Малахитовая шкатулка" в Экспериментальном музыкально-драматическом театре города Жуковского. Я не думал, что эти старые уральские сказки можно так современно поставить: с красивой музыкой, танцами, передвижными декорациями, с юмором, а главное - сразу по нескольким сказам. Эксперимент точно удался! Можно смотреть не один раз. Причём, мне кажется, интересно  будет и детям, и взрослым. И после такой замечательной постановки обязательно захочется прочитать книги Павла Петровича Бажова.

    Было также и несколько фильмов, которые я смотрел после прочтения книг. Некоторые очень разочаровали, например, "Трое с площади Карронад" по повести Владислава Крапивина (даже досматривать не захотелось - многое поменяли, герои не похожи...), хотя другие, более старые, фильмы мне очень понравились (например, "Валькины паруса", "Та сторона, где ветер").

    Недавно я прочитал книжку "Ковчег отходит ровно в восемь" Ульриха Хуба - вот бы посмотреть спектакль в Питере! Мне кажется, будет интересно сравнить впечатления.
    Сейчас я собираюсь почитать несколько книг, по которым поставили спектакли ("Повелитель мух", "451 градус по Фаренгейту", "Мурли" и другие).

    И я задумался, что лучше - сначала посмотреть спектакль (или фильм), чтобы не с чем было сравнить, но тогда можно не понять чего-то по сюжету. Или всё же почитать книгу, а потом идти в театр подготовленным? Жаль, что выбрать можно только раз и "перевыбрать" не получится :))

    Предлагаю всем, кому это интересно, поделиться мыслями по этому поводу: сначала читать или сначала смотреть? Спасибо.

Хороших всем впечатлений!

10 комментариев:

  1. Тим, каждый раз удивляюсь тебе. Такую тему поднял, молодчина.
    ИМХО-сначала прочитать, а затем посмотреть. Ты уже вооружён знаниями, и это ни в коме разе не мешает. Последняя "пара" (конечно, не книга-спектакль, а книга-фильм) - "Географ глобус пропил". Фильм смотрела подготовленной, это очень помогло увидеть нюансы, понять главное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валентиновна, большое спасибо за Ваше мнение - оно мне очень важно! А то я заметил в последнее время, что многим знакомым часто хватает просмотра, хотя я с Вами согласен: мне кажется, что если сначала посмотреть, то можно не понять ту идею, которую хотел передать автор. И по-моему, автор не виноват, если актёры неудачно сыграли, или режиссёр поставил. В последнее время часто встречается упоминание про "Географ...", особенно в связи с Тотальным диктантом. Но сейчас меня пока отговорили читать и смотреть - по возрасту :))

      Удалить
  2. Здравствуй, Тим. Я заканчивала филологический факультет, училась на учителя русского языка и литературы, а это значит, что все 5 лет мы читали всю русскую и зарубежную литературу. Поэтому книг прочитано о-о-о-чень много. Зная разные произведения, теперь выбираю спектакль, чтобы сравнить свое восприятие с видением режиссера.
    У нас в Перми есть разные театры: кукольный, театр юного зрителя, драматический театр, театр оперы и балета. Как ты понимаешь, шансов познакомиться с книгой у нас много, причем в разных жанрах. Водила с раннего детства дочь в театры. У нее получается все наоборот: сначала - спектакль, а потом - книга.))) А иной раз книга просто пропускается. Жаль!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса Сергеевна, мне тоже нравится больше идти в театр, когда уже знаешь о чём будет речь, но иногда хочется сюрприза или незнакомого сюжета. И тогда мы специально не читаем - это как брать книжку, уже заранее зная всю историю. Не хватает интриги :))
      Я согласен с Вами, что жаль, когда дети только смотрят спектакли/фильм/мультик, не читая книги - многое упускают.
      Большое Вам спасибо за такой большой комментарий!

      Удалить
  3. Добрый день, Тим! По-разному складывается: бывает прочитанная книга помогает понять задумку режиссера, а бывает мешает знание сюжета... В любом случае и ЧИТАТЬ, и СМОТРЕТЬ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, в том, что "и читать, и смотреть" мы с Вами единомышленники :))
      Получается, что в каждом новом случае надо бросать монетку? До "Кролика..." я не часто об этом задумывался, а теперь понимаю, что спектакль - уже самостоятельное произведение, оно как бы отделяется от самой книги. Обидно, когда хороший спектакль может показаться плохим из-за сравнения с книгой.
      Большое Вам спасибо, что нашли время написать мне, и за Ваше мнение.

      Удалить
  4. Впервые читать, но очень хорошо и смотреть! Всего хорошего, Тим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, спасибо Вам за Ваше мнение! Я тоже чаще всего к этому склоняюсь, но иногда хочется поэкспериментировать.

      Удалить
  5. И читать, и смотреть. Изредка бывает так, что книга и фильм (спектакль) оба великие произведения (например "А зори здесь тихие"). Получаешь от них учетверенный заряд, они как будто работают друг на друга раскрывая другими средствами новый стороны произведения. А если что-то проигрывает другому, то получаешь опыт суждения об авторе, и легкую досаду неоправдавшихся надежд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен с Вами, Александр, что нужно и читать, и смотреть. Я сомневаюсь, что в первую очередь - ведь первый раз только один! Вот например, книжный Карлсон мне после мультфильма совсем не понравился, но чаще наоборот.
      Я заметил, что мои ровесники чаще любят сначала смотреть, а вот взрослые - наоборот. Интересно, когда это меняется? Мне вот чаще нравится сперва читать - наверное, взрослею :))
      Спасибо Вам, что написали!

      Удалить