Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

четверг, 8 мая 2014 г.

В канун Дня Победы - школьный конкурс чтецов стихотворений о войне. Опалённые войной

    В нашей гимназии вчера прошёл Конкурс чтецов стихотворений о войне среди учеников средней школы (5-7 классы), посвящённый 69 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Немножко было грустно, что не было такого большого количества участников, как например, на соревнованиях или олимпиадах, но те ребята, которые пришли и поучаствовали, прочитали просто замечательные стихотворения! Мы слушали строки Юлии Друниной, Роберта Рождественского, Константина Симонова и многих других, полные чувств и боли.
     Хотя в начальной школе мы тоже проводили похожие конкурсы, в средней - немного по-другому. Наш класс участвовал впервые, и было чему поучиться у ребят из других классов: особенно выразительно читали старшеклассницы и девочки из параллельного класса, одна из которых заняла первое место.
    Лиза прочитала удивительное стихотворение - раньше я его не встречал (с автором и названием только непонятная история, подскажите, пожалуйста, кто точно знает). Очень выразительно прочитала, лучше всех других ребят, на мой взгляд!

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.


Но мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.

Всё время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они?


Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?


Как тяжело выслушивать вопросы!..
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у берёзы,
Что этим мамам никогда не встать?


Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.


И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг,
В его глазах недавно безмятежных
Уже блуждал осознанный испуг.


Так детство кончилось.
Он прежним больше не был,
Он шел и шел, и, чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом,
Малыш, седой от пыли, лет шести.


"Рассказ танкиста"
Александр Твардовский
    На этом конкурсе я тоже прочитал одно из моих любимых стихотворений - "Рассказ танкиста" Александра Трифоновича Твардовского. Когда читаю его - история, которую рассказывает танкист, прямо как живая картина перед глазами. А в ней всего лишь один из тысяч других таких же точно мальчишек: смелых, решительных и "бедовых", как называет автор.

    И пусть на конкурсе иногда кто-то сбивался или запинался - от волнения с любым может случиться, но хотя бы раз в год просто нужно читать и слушать такие стихи! Мне кажется, это правильный конкурс! Многие выступили отлично, только мне кажется, выигравших быть не должно, как и проигравших: такой конкурс - не соревнование.

Обелиск добровольцам
     Наш конкурс проходил в школьном Музее авиационной Славы, где собраны разные интересные материалы об истории города, о лётчиках-испытателях, учёных и конструкторах, об учениках гимназии, о находках местных поисковиков - фото, статьи, макеты, вещи. Мы снова вспомнили о ребятах соседнего посёлка Ильинского из легендарного 9 "б" класса, 1941 года выпуска. Все 25 мальчишек класса (от 15 до 17 лет) ушли на войну, а живыми вернулись только четверо. Один из них, Юрий Борисович Деницкий, взял себе псевдоним Ильинский (как посёлок) и стал писателем. Он написал 4 книги о своих ребятах-одноклассниках: "9 класс сражается", "Улица опалённой юности", "Уходили ребята на фронт", "Взрыв на рассвете". Сейчас его уже тоже нет в живых. Я пока не читал эти его книги, но обязательно поищу и прочту. Школа №24, где учились мальчишки, находится на улице, которую назвали улица Опалённой юности. А во дворе школы в их честь установили памятник погибшим ребятам. И сколько было таких мальчишек, мы наверно, никогда не узнаем точно.

    А потом мы разговаривали о наших родных, воевавших в той ужасной войне, и помогавших им в тылу. Мои прадедушки тоже сражались в то страшное время, защищая страну, а прабабушки работали в тылу. Все они умерли ещё до моего рождения, и я знаю о них только по рассказам родных и фотографиям. Знаю, что двоих звали Василиями. Немного знаю: где служили, в каких войсках и званиях, какие ранения получили, когда ушли от нас. Оба - в мае: один 19 мая (ему было 67 лет), другой - 25 мая (ему исполнилось 70 лет). Мама говорила, что очень тяжело им было каждый год в День Победы - слишком многих друзей и товарищей они потеряли на войне. И вспоминать об этом им было больно каждый раз - они ездили на встречи с однополчанами и каждый раз возвращались совсем не праздничными и не радостными, потому что каждый раз кто-то из них умирал. И вспоминать о войне они не любили, и забыть не могли.
    В нашей семье очень бережно хранятся награды наших защитников, и разве можно по-другому? Очень грустно, что мы всё-таки так мало о них знаем и можем уже никогда не узнать больше. Но я очень люблю рассказы родителей об их детстве - хоть они и не видели войну, но они помнят моих прадедушек живыми и какими они были людьми - это, по-моему, тоже важно! Если бы не они - нас бы не было. Помнить о них нужно всегда! Ведь они верили, что сражаются за своё будущее - за нас, и предавать эту веру нельзя!

ВСЕХ-ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ!
С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

P.S. А теперь я буду читать книги о войне и смотреть старые советские фильмы.
Кстати, когда искал в интернете книги Юрия Ильинского, нашёл сборник рассказов для детей-школьников "Опалённое детство". Начал читать - просто сердце сжимается. 

У меня есть одна просьба ко всем, заглянувшим ко мне:
Я понимаю, что стихотворений о войне очень много разных, и трудно выбрать одно - самое дорогое, но прошу поделиться, если у Вас такое есть?


18 комментариев:

  1. Тим, возможно, автор стихотворения «Идти устали маленькие ноги...» Аркадий Кулешов. И называется оно «На Минском шоссе». Не уверена, раньше этот текст не слышала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо Вам огромное за ссылку - второе стихотворение Аркадия Кулешова на меня произвело сильное впечатление! Это стихотворение мне тоже чаще всего встречалось под этим названием у этого автора. Скорее всего, так оно и есть, а всё остальное - неправда.
      Надеюсь у Вас получилось сегодня присоединиться к Бессмертному полку, как Вы хотели. От всей души поздравляем Вас с этим Великим праздником!

      Удалить
    2. Тим, поздравляю тебя и твою семью с Днём победы! Да, мои бабушка и дедушка оказались сегодня на Невском проспекте и шли в рядах Бессмертного полка под аплодисменты. Недавно вернулась, разбираю фотографии, чуть позже пост напишу.

      Удалить
    3. Елена Владимировна, а я благодаря тому вашему посту узнал новое для меня понятие - манкурт. Тоже не хочется им стать - это ужасно неправильно! Будем помнить!
      Я сегодня так много новых замечательных стихов узнал! Прямо праздник для души!

      Удалить
  2. Тим, я очень люблю стихи, и заветных, трогающих душу стихотворений о войне у меня много. Одно из них - стихотворение Юлии Друниной "На носилках, около сарая, на краю отбитого села". Оно без названия и называется по первой строчке. Спасибо тебе за интересный пост и за память.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Моя бабушка тоже очень любит стихи, и Юлия Друнина - одна из её любимых поэтесс. У нас на конкурсе 2 участника читали её стихи, но этого не было. Тронуло до глубины души.
      Большое Вам спасибо, что отозвались, и за добрые слова. С Днём Победы Вас!

      Удалить
  3. Добрый день! Замечательный, информативный, душевный и "живой" блог! Перечислить положительные впечатления от вашей работы - мало! Поэтому я просто разместила в своём блоге ссылку "Блог суперчитающего Тима". Желаю удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Роза. Спасибо Вам за добрые слова и похвалу. Насчёт "суперчитающего" - не согласен с Вами, т.к. читаю, как и многие другие в нашем проекте. Вам же тоже нравится читать, но Вы так себя не называете. А Вы в проекте не участвуете?

      Удалить
  4. Тим, стихотворение "Баллада о трёх процентах" очень созвучна с историей из твоего поста, оно меня не оставляет равнодушной. http://rasnajamatematika.blogspot.ru/2013/05/9.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Владимировна, спасибо Вам за замечательное стихотворение Александра Ковалёва - действительно, прямо в точку! Мне даже попалась песня на эти стихи, под гитару - очень душевная. С праздником Вас, с 9 Мая!

      Удалить
  5. С Днем Победы, Тим! Мой любимый поэт, стихи которого не возможно читать без дрожи в голосе - Булат Окуджава...

    ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    стали тихими наши дворы,
    наши мальчики головы подняли -
    повзрослели они до поры,
    на пороге едва помаячили
    и ушли, за солдатом - солдат...
    До свидания, мальчики!
    Мальчики,
    постарайтесь вернуться назад.
    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
    не жалейте ни пуль, ни гранат
    и себя не щадите,
    и все-таки
    постарайтесь вернуться назад.
    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    вместо свадеб - разлуки и дым,
    наши девочки платьица белые
    раздарили сестренкам своим.
    Сапоги - ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон...
    Вы наплюйте на сплетников, девочки.
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    что идете войной наугад...
    До свидания, девочки!
    Девочки,
    постарайтесь вернуться назад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Анна Анатольевна, очень сильные эмоции, особенно, если читать вслух! В блоге "Говорю, пишу, читаю, думаю" - даже есть видео, где эту песню поёт сам автор. Очень красиво и трогательно! С праздником Вас, Анна Анатольевна!

      Удалить
  6. Тим, здравствуй!
    Поздравляю вашу семью с эти прекрасным и светлым праздником Победы!
    Ты просто молодец, что участвуешь в таком хорошем и важном конкурсе!

    На твой вопрос мне сразу вспоминается поэма Твардовского "Василий Теркин", а именно такие строки:

    Переправа, переправа!
    Берег левый, берег правый,
    Снег шершавый, кромка льда...
    Кому память, кому слава,
    Кому темная вода,-
    Ни приметы, ни следа.

    А еще очень трогательное стихотворение у Константина Симонова - "Жди меня, и я вернусь".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Екатерина, мы тоже поздравляем вас с Ксюшей с этим Великим праздником, радостным и грустным одновременно! Стихотворения Константина Симонова очень нравятся моей маме - особенно "Открытое письмо", а "Жди меня, и я вернусь" тоже звучало на конкурсе - его прочитала моя одноклассница.
      Поэму "Василий Тёркин" пока не читал, спасибо, что о ней напомнили, потому что стихи Александра Твардовского мне очень по душе.

      Удалить
  7. Тим, не могла не написать несколько слов в ответ на твой трогающий до слез пост. Мне очень нравится стихотворение Роберта Рождественского "Маленький человек". Ритм этого поэта вмещает всю вселенский боль войны. У меня один дед погиб под Сталинградом, а другой вернулся раненым с войны. У него было сквозное пулевое ранение в левое плечо. От ранения осталась ямочка. И я маленькой девочкой, сидя у него на руках, все время спрашивала, что это такое. А он отвечал мне, что счастливый случай. Я тогда не понимала смысл сказанных слов. Только позже поняла, что если бы чуть пониже прошла пуля, то не было бы у меня и второго деда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Геннадьевна! Удивительное совпадение - мама рассказывала похожую историю про своего дедушку: выходя из окружения он дважды был ранен (один осколок так и остался в ноге на всю жизнь, поэтому хромал), а второй осколок попал ему тоже в левое плечо и вырвал часть плеча, поэтому высоко руку поднять он не мог. Хоть и трудно было, но после войны дедушка Вася построил сам для семьи дом, воспитал троих детей, был замечательным художником, хотя после войны работал строителем.
      Он был очень хорошим и добрым человеком.

      Спасибо Вам большое, что откликнулись - мне тоже очень нравится это стихотворение Роберта Рождественского. Одна из старшеклассниц очень необычно прочитала его - вначале с такой лёгкостью, а потом серьёзно и с чувством, очень сильно!

      Удалить
  8. Добрый день, Тим!
    Очень лично и душено написан твой пост. Уверен, ты замечательно выступил с декламацией стихов. Прекрасно, что ты помнишь и знаешь о подвиге своих предков в Великой Отечественной.
    Мои любимые стихи о войне: К.Симонов - "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Убей его! (Если дорог тебе твой дом"); С.Гузенко - "Нас не нужно жалеть". Советую обязательно прочесть их.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр, спасибо за Ваши любимые стихи: стихи Константина Симонова я тоже очень люблю (в День Победы тоже много их прочитал) А второй автор мне не знаком - найду обязательно. Спасибо Вам за добрые слова!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.