Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

вторник, 2 июня 2015 г.

"Сказочные" находки - да здравствует дружба народов!

Сказочная дружба народов
     Прошлой осенью, после моей викторины по детским сказкам, я решил после современных книг снова почитать сказки - так сказать, вернуться в детство :))
     Есть много людей, которые думают, что сказки нужно читать только маленьким детям, что это детский жанр. А я считаю, что это жанр для всех возрастов! Ведь их придумывали как раз взрослые люди. Для чего? это можно понять, только читая сказки. Каждая сказка о разном: о жадности, о глупости, о силе духа, о зависти, о смекалке и о многом другом.
    Когда сказка заканчивается, можно подумать о жизни и сравнить с тем, что видел, что знаешь, можно понять что-то новое. Мне нравится читать сказки, потому что интересно разгадывать в них скрытый смысл по разным намёкам.

     Сначала я решил перечитать замечательный сборник "Гора самоцветов" (сказки народов СССР), который мы случайно купили у букинистов в Краснодаре. Книжка совсем не новая, обложка у неё даже немного испорчена, но содержимое просто отличное!!!

     Кроме не очень известных русских сказок в нём есть сказки украинские, белорусские, молдавские, литовские, латышские, эстонские, карельские, кабардинские, осетинские, азербайджанские, армянские, грузинские, абхазские, мордовские, калмыцкие, таджикские, туркменские, узбекские, киргизские, казахские, чувашские, татарские, марийские, удмурдские, башкирские, еврейские, чеченские, алтайские, ненецкие, чукотские, эвенкийские, бурятские, народов коми, нанайские, саамские, якутские, эвенкийские, нивхские!!! Все разные. И каждая - действительно, как драгоценный камень самоцвет!
     Мои любимые сказки из этой книги: например, "Старый Мороз и Молодой Морозец" и "Умная дочка". А вообще, трудно выбрать - все хорошие! И по-своему интересные!

     В сборнике такие замечательные сказки, что многие из них выбрали для мультпроекта "Гора самоцветов". Мне этот мультсериал очень нравился с раннего детства, особенно первые 5 выпусков: Рубин, Изумруд, Аметист, Янтарь и Сапфир.
     По-моему, это наши лучшие современные мультфильмы! Хотя они мне не все одинаково нравятся, но самые любимые в сборнике тоже были, только с другими названиями и рассказаны немного по-другому.
Например, русская сказка "Семилетка" (мульт "Умная дочка"), украинская "Про злыдней", азербайджанская - о Шейдуле-лентяе, крымская  - о Зайце-слуге и другие...
     Если вы ещё не читали эти сказки, то хотя бы посмотрите эти мультфильмы - они того стоят! Я мультфильмы люблю, поэтому это мнение почти "мультэксперта" :))

     Когда я дочитал "Гору самоцветов", то вспомнил о другом сборнике - "Сказки народов Сибири", который раньше почему-то забыл прочитать, хотя купил ещё летом на Книжном фестивале, и тоже на столе у букинистов (1956 года издания - уже раритет!).
     В этой книге, на мой взгляд, просто уникальные сказки! Раньше я нигде такие не читал: хакасские, тувинские, тофаларские, алтайские, бурят-монгольские, хантыйские, эвенкийские. Есть совсем маленькие, больше похожие на притчи, которые я тоже очень люблю читать. В нём много сказок о птицах и животных, но и  людях тоже немало: о богатых и жадных ханах и бедных, но находчивых пастухах и охотниках. Многие сказки очень мудрые, если их внимательно читать! Честно говоря, не очень понравились сказки о советской власти - раньше нигде такие не попадались: они странноватые, и в них много пропаганды.
      Кстати, оказалось, что в этом сборнике тоже были сказки, по которым сняли выпуски "Горы самоцветов": например, есть там выпуск "Медвежьи истории", так сказки про бурундука и про карасика - из этой книги! Они очень весёлые и интересные! Посмотрите сами!
     После Сказок народов Сибири я вспомнил, что забыл ещё об одном сборнике. И вот он наконец-то меня дождался!
     Это книга "Узлы ветров" - и тоже из похода к букинистам города Жуковского. Только в этом сборнике собраны мифы, сказки и легенды о море. Это прямо международная книжка, потому что в неё включили кроме сказок и легенд народов СССР ещё шведские, норвежские, шотландские, болгарские, венгерские, греческие, турецкие, иранские, арабские, индийские, китайские, японские, корейские, гавайские и даже новозеландские!
    Все по-своему интересные, но мне больше всего запомнились сказки "Отчего в море вода солона", "Везучий заяц" и  "Говорящая рыба" - по ним, кстати, тоже есть классные мультфильмы.

     Забавно, но в книге мне попался бонус - кто-то из бывших читателей забыл в ней классную закладку с котятами и щенками и французский календарик 1988 года на тему советской авиации :)) Мне в хозяйстве пригодится!

     Хотя все 3 книги уже не новые, с пожелтевшими страничками и пахнут по-старинному, и обложки у них не очень симпатичные, почему-то когда читаешь сказки из них, особенно перед сном, то забываешь про всё и хочется читать и читать, пока все они не закончатся. А они ведь никогда не закончатся, ведь есть букинисты, к которым можно ещё прийти. И может, снова попадётся какой-нибудь раритет, который кому-то ненужен. А мне такие нужны!!! Потом своим детям и внукам буду читать перед сном :))

     Что мне больше всего понравилось в этих книжках? В каждом сборнике уживается мудрость разных народов и стран, и почти все они учат чему-то доброму (хотя честно говоря, есть несколько сказок, которые я не понял). А сейчас многие народы и страны так враждуют. Наверно, просто они редко читают сказки, а старые книжки букинистам отдают, как ненужные.

Не забывайте сказки! Приятного всем чтения!

12 комментариев:

  1. Здравствуй,Тим! Это верно, сказки любят все, - я с удовольствием перечитываю сказки, которые читают мои ученики! Да и современные авторы публикуют удивительные сказочные истории, которые переносят меня в мир чудес и волшебства... А оказаться в СКАЗКЕ мечтает каждый:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, согласен - интересно было бы очутиться в каком-нибудь другом времени и измерении, чтобы пережить захватывающие приключения с магией или колдовством, как, например, в фильме "Чародеи" :))
      А какие современные сказочники Вам нравятся?

      Удалить
    2. Очень нравятся "Сказки на всякий случай" Евгения Клюева!

      Удалить
    3. Полтора года назад я тоже читал его сказки из двух первых сборников. Мне тоже они очень понравились.

      Удалить
  2. Тим, рада, что ты снова с нами! Только вчера вспоминала о тебе, многие из моих учеников брали с тебя пример. В этом году пытаемся с первоклассниками присоединиться к проекту, будем равняться на тебя, не исчезай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Александровна, я тоже помню Вас с Вашими ребятами. По-моему, в самом начале Проекта некоторым из них приглянулся мой отзыв о книге Кейт ДиКамилло "Удивительное путешествие кролика Эдварда". И даже собирались почитать. Не знаете, кто-нибудь прочитал? И какие впечатления?
      Удачи Вашим первоклашкам в интересном чтении!
      Постараюсь надолго не пропадать :))

      Удалить
    2. Тим, эту книгу прочитала вместе с мамой София. Вот здесь её отзыв:http://kniganepsh.blogspot.ru/2015/02/blog-post_37.html.

      Удалить
    3. Спасибо, прочитал отзыв Сони. Со многим согласен. Одна из лучших книг этого автора!

      Удалить
  3. Тим, ребёнок наш золотой, невероятное счастье — вновь тебя слышать! Не устаю радоваться, как ты растёшь над собой во всём: от оформления поста (этого и раньше у тебя было не отнять) до нового взгляда на сказки. У меня тоже в детстве был потрёпанная несколькими поколениями книжка «Молдавские сказки». Почему-то до сих пор помню про Фэт-Фрумоса, из слезы рождённого.

    Запахи. и тут я тебя понимаю. Старые книжки пахнут странно, возможно, историей. Или затхлостью, если в руки их давно никто не брал. Лучше думать про первое. Новые сносят мозг не одному учителю (поверь, сама видела и нюхала совместно) ароматом типографии. Может быть, этот ген подарен только книжным людям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, я тоже очень Вам рад, только не захваливайте! Мне трудно было выбрать самые понравившиеся, но про Фэт-Фрумоса сказка мне не встречалась. Поищу.
      Насчёт запахов - мне иногда кажется, что я книжный токсикоман :))
      Однажды я читал о книжной семье, которая книги коллекционировала, чтобы гости их считали умными и эрудированными. Надо подумать, каких людей можно по-настоящему книжными.

      Удалить
  4. О-о-о-, сказки обожала, особенно толстые сборники)
    Первые две книжки читала, даже обложки вспомнила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валентиновна, а вдруг мне попались Ваши книжки?! У Вас не было там каких-нибудь отличительных особенностей? Я бы посмотрел :)) Интрига?

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.